Андрей  Клавдиевич  Углицких:  Журнал  литературной  критики и словесности    

ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ 

И СЛОВЕСНОСТИ

основан в декабре 2001 года

Главная страница

Новости

Содержание

Проза

Поэзия

Критика и публицистика

Журнальные обзоры

Обратная связь

Наши авторы

 

Блоги писателя А.Углицких:

 

"Живой журнал"

 

"Писатель Андрей Углицких"

 

 

 

Сериал-вернисаж  "Художники России"

 

Женя СИНИЙ (Глазов, Удмуртия)

 

 В поисках альтернативы

К вопросу о ситуации в культуре на рубеже тысячелетий

  

(Художник о времени и о себе)

Многообразны формы жизни. Значит, многообразны должны быть и формы искусства. На деле же мы имеем неуклюжую, архаичную, беспомощную классификацию искусства по видам, жанрам, направлениям, не только не помогающую понять суть процессов, происходящих в культуре, но созданную словно специально для того, чтобы этому воспрепятствовать. Изобразительное искусство, к примеру, делится на светское (пейзаж, портрет, натюрморт) и религиозное (икона). Вот так: всяк сверчок знай свой шесток, и не лезь в чужую епархию. Реализм (тема для  отдельной дискуссии), авангард, абстракционизм, постмодернизм (как кто-то удачно пошутил: пустмодернизм)…

Ж.Синий. Черная картина, 2002, оргалит, масло, 50Х50см

Слова, слова. Конечно, для массового зрителя удобно и даже комфортно, если художник «работает» в определенном жанре, в одной манере, и не «травмирует» его, зрителя, своими творческими поисками. Но все же, в данном контексте, феномен искусства проявляется в том, что в плане общечеловеческого результата важен как раз синтез. Синтез жанров, направлений, видов искусства. И, разумеется, синтез, сплав искусства и жизни. Честь и слава тем творцам, кто осуществит эту миссию.

Попытаемся проследить некоторые тенденции в искусстве XX века. На примере таких крупнейших фигур, как Василий Кандинский и Казимир Малевич. Оба начинали с изображения видимых форм окружающей действительности (что естественно и закономерно на ранних этапах творчества). Но дальше их пути расходятся…

Ж.Синий. Белая картина, 1999, холст, масло, 60Х60см

Предметный мир на картинах Кандинского все более стилизуется, обобщается. Это свежо, оригинально (если даже и не вполне ново). Позже это достигнутое качество дифференцируется, распадается на первоэлементы, тем самым переводя  живопись в разряд абстрактной. Вероятно, сам художник ощущал это как прорыв. Но куда? Да в субьективное, подсознательно, - в сумеречное. Хаотичен, непредсказуем мир его красочных абстракций позднего периода   творчества, где много экспрессии, но явно недостает точности выражения. Не происходит прорыва к обьективной форме, художник остается заложником собственного подсознания. Без сверхзадачи, этого спасительного маяка в безбрежном океане искусства, и без стремления (и возможности) точно, адекватно эту сверхзадачу воплотить, бунт художника в искусстве – лишь буря в стакане воды.

Малевич -  знаковая фигура в искусстве ХХ века. Малевич – предтеча, Малевич – Моисей живописи, без малого полвека водивший ее (живопись) по пустыне беспредметности. Художник стремится к точности (часто в ущерб живому чувству). Но странная вещь: уже в ранних его работах ощущается некая «ржа», словно изнутри  разьедающая искусство. Что это? Глубинная, на генетическом уровне, светобоязнь человечества (аналог чувству самосохранения), к ХХ веку сконцентрировавшаяся в душе отдельно взятого художника? Можно сколько угодно гадать о причинах явления (одной из которых может быть отсутствие веры в высокое предназначение искусства). Как бы то ни было, этот «отрицательный заряд», разрастаясь, заполняя собою все поры искусства,  достигает апогея именно в «Черном квадрате».

Ж.Синий. Цветок, 2003, оргалит, масло, 80Х80см

Известно: гений – не способности, а Путь. И гений напрямую подчиняется неумолимым космическим законам. Пусть звезды по имени Казимир Малевич окончился коллапсом – черной дырой – «Черным квадратом». Хоть автор и декларировал свет, и шел к нему, но, не дойдя, и перед идущими следом словно выставил черную закопченную заслонку…

«Черный квадрат» - антишедевр. И уж, во всяком случае, антиикона, как закономерный итог всех, вместе взятых, религиозных пертурбаций в истории человечества (хочется добавить: особенно в истории России, и особенно в ХХ веке). Если представить себе «Черный квадрат» в виде некой метафизической темницы (без окон - без дверей), то многие великолепные, на первый взгляд, картины, выполненные, скажем, в жанре пейзажа, портрета или натюрморта, послужат, в лучшем случае, для украшения стен этой самой темницы. Что само по себе и неплохо, но не лучше ли попытаться выбраться на волю?

Ж.Синий. Свет, 1997, холст, масло, 70Х70см

Проведем мысленный эксперимент: представим себе, что будет, просуществуй «Черный квадрат» в безальтернативном варианте, скажем, миллион лет. Не исключена вероятность того, что он, как черная дыра, постепенно втянет в себя все сущее, не исключая, быть может,  и саму идею жизни… Потому-то уже сейчас запущен (Высшим Координатором?) механизм противодействия.

   

Об авторе: Женя Синий (Евгений Львович Позерт) (1957) – художник, философ, поэт.  Закончил Ижевский механический институт, Московский заочный институт культуры им. Н.К.Крупской (1985), Казанское художественное училище (1987). Пять персональных выставок: Глазов, Ижевск, Париж (Монмартр), Москва (Арбат, Измайлово). Картины Ж.Синего находятся в частных коллекциях во многих городах России, а также за рубежом (США, Швеция, Франция). Телефон для связи (г.Реутов, Московская область): 791-52-26  

В начало текста

   IPLogSpyLOG

 

  

©2002. Designed by Klavdii
Обратная связь:  klavdii@yandex.ru
Последнее обновление: января 28, 2012.